Творчество тварных существ может быть направлено лишь к приросту творческой
энергии бытия, к росту существ и их гармонии в мире, к созданию ими небывалых ценностей, небывалого восхождения в истине, добре и красоте, т. е. к созданию космоса и космической жизни, к плероме, к сверхмирной полноте.
Неточные совпадения
— Рабочему классу философский идеализм — враждебен; признать
бытие каких-то тайных и непознаваемых сил вне себя, вне своей
энергии рабочий не может и не должен. Для него достаточно социального идеализма, да и сей последний принимается не без оговорок.
Оправдание России в мировой борьбе, как и всякой страны, всякого народа, может быть лишь в том, что внесет в мир большие ценности, более высокого качества духовную
энергию, чем Германия, притязания которой на мировое владычество она отражает, что своим неповторимым индивидуальным духом она подымает человечество на более высокую ступень
бытия.
Важнее же всего сознать, что дух совсем не есть реальность, сопоставимая с другими реальностями, например, с реальностью материи; дух есть реальность совсем в другом смысле, он есть свобода, а не
бытие, качественное изменение мировой данности, творческая
энергия, преображающая мир.
Перед человечеством становятся все новые и новые творческие задачи, задачи творческого претворения
энергий, исходящих из темной, изначальной глубины
бытия в новую жизнь и новое сознание.
Приливы тьмы есть то варварство
бытия, без которого в жизни человеческой наступает иссякание
энергии, застывание.
На Западе труд — выражение коллективной воли людей к созданию таких форм
бытия, которые имеют целью — бесконечно расширяя область приложения
энергии человека в борьбе с природой, — поработить силы природы интересам и воле человека.
Мир совершенно прозрачен для Бога, он насквозь пронизан божественными
энергиями, которые и образуют основу его
бытия.
Троицы, как сущего в Себе Бога, и между божественными
энергиями, но, в свою очередь, не менее глубокая граница существует между этими несозданными (ακτιστος)
энергиями и тварным, созданным
бытием, к которому приравнивали их валаамиты.
На основании этого различается и от сущности
энергия, ибо она есть показующее, сущность же есть показуемое чрез нее в своем
бытии» [Ibid., 1220.].
И самое
бытие Божие познается относительно не сущности, но лишь
энергией: «не из сущности
энергия, но из
энергии познается сущность, что она есть, но не что она есть.
«Небо» κόσμος νοητός, мир умопостигаемый, нетленный и вечный, пребывает в недосягаемой для греха области, превыше всякого
бытия, и софийными лучами, бытийными своими
энергиями связывает его, спасает от распыления, сохраняет от всегубительных войн свирепеющего хаоса — ничто.
Каноническое искусство не допускает выхода творческой
энергии в мир иной, оно задерживает ее в «мире сем», оно допускает лишь символические знаки иного
бытия, но не допускает самой реальности иного
бытия.
Закон сохранения
энергии материализм понимает как отрицание творчества, как консерватизм
бытия.
Идеи Достоевского — не прообразы
бытия, не первичные сущности и, уж конечно, не нормы, а судьбы
бытия, первичные огненные
энергии.
Но знаем также, что средние века были эпохой религиозной до преимуществу, были охвачены тоской по небу, которая делала народы одержимыми священным безумием, что вся культура средневековья направлена на трансцендентное и потустороннее, что в эти века было великое напряжение мысли в схоластике и мистике для решения последних вопросов
бытия, равного которому не знает история нового времени, что средние века не растрачивали своей
энергии во вне, а концентрировали ее внутри и выковывали личность в образе монаха и рыцаря, что в это варварское время созрел культ прекрасной дамы и трубадуры пели свои песни.